Main menu

Как сохранить баланс между экологией жилья и здравым смыслом?

→ Вагонка из липы

Экологически чистый, природный, безопасный – такие маркировки нередко можно увидеть на упаковках строительных и отделочных материалов. Между тем, понятие «экологически чистый продукт» в нашей стране не закреплено на законодательном уровне, нет системы обязательной экологической сертификации, а стандарты экологичной продукции разработаны лишь на отдельные группы товаров. И потому приставки «эко» и «био» на упаковках зачастую оказываются лишь пустым маркетинговым ходом, призванным повысить продажи.

Эко, био, натурально


На какие нормы сегодня может ориентироваться покупатель при выборе материалов и технологий строительства? Могут ли природные материалы быть неэкологичными? Что такое экодом? 

Чистой воды PR?

С научной точки зрения термин «экологически чистый» – недостижимая характеристика. Так считает Юлия Гусева, эксперт некоммерческого партнерства «Экологический союз Санкт-Петербурга». На бытовом уровне этот термин применятся как эквивалент того, что продукция безопасная для человека. То есть, «экологически чистый», «экологически безопасный», «экологичный» воспринимаются как синонимы. И важно, чтобы подобные заявления были обоснованными, а не являлись просто рекламными уловками.

Все мы стремимся жить в комфортных и безопасных для здоровья условиях, и потому выбор в пользу натуральных продуктов (не только питания, но и косметики, техники, строительных и отделочных материалов), по мнению психологов – вполне объяснимая вещь. Выбирая экологичное и естественное, мы стремимся лучше контролировать свою жизнь в динамичном, непредсказуемом и техногенном мире. Этим умело пользуются маркетологи, создавая мощный потребительский эко-тренд.

Как это работает? По мнению независимого маркетолога Петра Трубачева, люди устали от обычного брэндинга – агрессивной рекламы, ярких упаковок и переплат за марку, а не качество. Нам хочется более правдивого, убедительного и личного. И приобретая товары со значком «эко», мы хотим получить понятные бонусы – такие, как отсутствие вреда для здоровья и ощущение правильности жизни.

И если для продвижения йогурта из молока альпийских коров маркетологи используют образы эко-регионов и ручного производства, то техника и стройматериалы – это истории про чистые технологии, ответственность и безопасность. И даже синтетический линолеум может стать «эко», если не выделяет вредных веществ и при его производстве не наносится серьезного ущерба природе.

Юлия Гусева, эксперт-эколог:
– Если производитель выпускает в целом качественный продукт с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, но при этом использует устаревшие «вредные» технологии или сбрасывает загрязненные стоки в ближайший водоем, то такой продукт не может называться экологически безопасным. Такой подход к оценке экологичности стройматериалов принят во всем мире.

Экосертификаты

«Экологический союз Санкт-Петербурга» – создатели единственной на сегодня в России системы добровольной экологической сертификации «Листок жизни», признанной на международном уровне. Подобные экомаркировки приняты в Евросоюзе – «Европейский цветок», странах Скандинавии – «Северный лебедь», Германии – «Голубой ангел». По идее, они должны облегчить выбор покупателя: увидев знакомый значок на упаковке, он будет уверен, что продукт прошел дополнительную проверку и не нанесет вреда здоровью.

Однако назвать интерес российских производителей к экологической сертификации высоким нельзя, хотя он и растет. По словам Юлии Гусевой, в среднем в месяц поступает порядка пятнадцати запросов. И после ознакомления с достаточно жесткими требованиями стандартов и сложной процедурой сертификации, которая предусматривает три этапа проверки – лабораторные анализы продукции, аудит документации (анализ рецептур, сырьевых компонентов), аудит производства и ежегодный инспекционный контроль, свыше 50% претендентов предпочитают искать более простые и быстрые решения.

Сейчас «Экологическим союзом» разработано двадцать четыре стандарта для разных групп продукции и услуг, в том числе, и для строительных материалов – для теплоизоляции, листового стекла, напольных покрытий, сухих строительных смесей, ЛКМ.
В основном на добровольную экологическую сертификацию продукции решаются крупные игроки рынка.
Петр Трубачев, маркетолог:
– Экологическая сертификация для крупных производителей – не просто вопрос престижа. Это хорошая возможность обосновать перед покупателем более высокую по сравнению с конкурентами цену на продукцию.

Правда, согласно данным опроса, проведенного FORUMHOUSE среди своих подписчиков в социальных сетях, лишь немногие из них (5%) готовы существенно переплачивать за декларированную производителем натуральность и безопасность. 35 % готовы платить больше, если разница в цене с аналогичным товаром невысока, а большинство (60 % опрошенных) не готовы переплачивать совсем, уверенные, что все это лишь маркетинговая уловка.

Помимо «Листка жизни», на упаковках товаров в России можно встретить такие знаки независимой экомаркировки, как «FSC в России» (сертификаты на древесину и изделия из дерева), «Шкала энергоэффективности» (маркировка энергоэффективности бытовой техники), «Доверие текстилю» (текстильная продукция), «Честная торговля» (продукты питания, хлопок) и так далее.

Дома из соломы и добрый компост

Чтобы жилье стало экологичным, одних безопасных строительных материалов недостаточно. В этом уверен Игорь Огородников, автор концепции и книг по экологичному домостроению, председатель некоммерческого партнерства «Экодом». В 1987 году он ввел термин «экодом», который сегодня широко используется.

Согласно идеям Огородникова, экодом должен соответствовать трем главным критериям. Первое – получать тепло, горячую воду и электричество за счет возобновимых источников, в том числе, солнечной энергии (в холодное время года использовать энергоэффективные печи) и являться энергоактивным домом. Второе – иметь собственную систему переработки органических отходов (их можно использовать в качестве удобрения). Третье – обеспечивать человека основными продуктами питания.

Игорь Огородников, эксперт по экологичному домостроению:
– Стройматериалы для экодома должны быть с малой экологической нагрузкой – это все местные натуральные материалы, если в них нет радиоактивности, малозатратные по способу добычи, переработке, перевозке, позволяющие применять технологии строительства дома без тяжелой техники. Для производства цемента, сибита требуется много энергии, что существенно влияет на накопление парниковых газов в атмосфере и вредит экосистеме. Хотя для здоровья человека эти материалы безопасны. А вот дерево и солома – лучшие материалы с точки зрения всех упомянутых характеристик. Но их экологичность можно испортить, если обрабатывать материалы синтетическими пропитками.

Дом из дерева

О том, что натуральные материалы не всегда могут быть полезными, говорит и эколог Юлия Гусева:
– Например, паркетная доска чаще всего склеивается из трех слоев древесины, может пропитываться специальными составами, покрывается лаками и другими защитными смесями. Недобросовестные производители могут использовать средства, содержащие вредные для здоровья компоненты: формальдегид – вызывает аллергии, нарушение функций разных систем организма; фенол – вызывает головные боли и утомляемость; толуол – может быть причиной нарушения ЦНС и раздражения глаз; ксилол – способен раздражать кожные покровы.

Поэтому выбор «правильных» строительных и отделочных материалов – всегда балансирование на грани. Более подробно о безопасности стройматериалов мы рассказывали в этом материале.

Как признается Игорь Огородников, спрос на экодома, которые бы соответствовали всем требуемым параметрам, у индивидуальных застройщиков сегодня нулевой. В лучшем случае люди стремятся повысить энергоэффективность жилища, выбирают природные материалы, но, как правило, совсем упускают из вида переработку. Одно время Огородников даже продвигал идею, чтобы проект экодома каждый житель страны мог бесплатно получить в своей районной администрации или сельсовете при оформлении земли под строительство. Сегодня его мечта – построить экодома-учебники при вузах, чтобы молодые поколения учились строить дома по-новому.

Для справки:
Термин «экологически чистая продукция» не может быть использован для пищевой продукции, это запрещено ГОСТом Р 51074-2003. Ни органическое, ни экологическое земледелие не может гарантировать, что выращенные продукты полностью «экологически чистые», поскольку очень сложно избежать воздействия общей загрязненности окружающей среды.

ГОСТ Р 51121-97 для непродовольственной продукции гласит, что использование в наименовании товара таких характеристик, как «экологически чистый», «радиационно безопасный», «изготовленный без применения вредных веществ» и других, имеющих рекламный характер, допускается только (!) при указании нормативного или технического документа изготовителя, устанавливающего метод проверки (контроля) и позволяющего осуществлять идентификацию этих характеристик товара, а также при подтверждении их компетентными органами.

Источник:https://www.forumhouse.ru/articles/house/5948